Общие сведения
В инструкции описывается настройка мониторинга служб Avanpost FAM посредством системы Zabbix с целью отслеживания работоспособности компонентов Системы. Функциональность доступна для веб-интерфейса и десктопного интерфейса Zabbix.
Системные требования напрямую зависят от размера инсталляции и количества наблюдаемых метрик.
Пример конфигурации оборудования для Linux/BSD/Unix платформы при минимальной инсталляции (1000 метрик):
- Ядра CPU/vCPU: 2;
- Память: 8 (ГБ);
- База данных: MySQL сервер, Percona сервер, MariaDB сервер, PostgreSQL.
Подробное описание системных требований см. на странице Документации Zabbix.
Настройка
Этап 1. Установка Zabbix Agent
Установка агента Zabbix производится на целевом сервере с развернутой системой FAM.
Для установки Zabbix Agent необходимо:
Скачать и установить репозиторий Zabbix для текущей ОС:
rpm -Uvh https://repo.zabbix.com/zabbix/6.4/rhel/6/x86_64/zabbix-release-6.4-1.el6.noarch.rpm
Адрес репозитория может измениться со временем
Установить Zabbix Agent через менеджер пакетов:
yum install zabbix-agent
Этап 2. Настройка Zabbix Agent
Для настройки Zabbix Agent необходимо:
Открыть конфигурационный файл zabbix_agentd.conf для редактирования.
Возможные пути к файлу:
- /etc/zabbix_agentd.conf
- /etc/zabbix/zabbix_agentd.conf
Внести следующие изменения в файле конфигурации:
- Server=<IP_адрес_Zabbix_сервера>;
- ServerActive==<IP_адрес_Zabbix_сервера>;
- Задать имя хоста FAM с помощью Hostname=<имя_хоста>;
Добавить следующую строку для разрешения выполнения удаленных Bash команд агентом:
AllowKey=system.run[*]
Этап 3. Настройка правил брандмауэра
Для настройки правил брандмауэра необходимо:
Создать новое правило в брандмауэре для Zabbix Agent, включающее порт 10050:
firewall-cmd --permanent --new-service=zabbix firewall-cmd --permanent --service=zabbix --add-port=10050/tcp firewall-cmd --permanent --service=zabbix --set-short="Zabbix Agent"
- Добавить сервис Zabbix в общую конфигурацию брандмауэра:
firewall-cmd --permanent --add-service=zabbix firewall-cmd --reload
Этап 4. Запуск агента Zabbix
Для запуска агента Zabbix необходимо:
Настроить автозапуск при загрузке системы:
systemctl enable zabbix-agent
Запустить Zabbix Agent:
systemctl start zabbix-agent
Этап 5. Настройка на стороне веб-интерфейса Zabbix
Для настройки отслеживания работоспособности компонентов Системы посредством Zabbix необходимо:
- Зайти в веб-интерфейс Zabbix-сервера.
- Перейти в раздел Configuration → Hosts. Нажать "Create host" (Рисунок).
В открывшемся окне установить настройки (Рисунок):
Host name Задать имя хоста. Templates Выберите шаблон "Linux by Zabbix agent", чтобы получать подробную информацию о состоянии сервера FAM. Groups Discovered hosts. Interfaces Добавить интерфейс типа "Agent" и указать IP-адрес сервера FAM. В разделе "Items" создать новый элемент данных (Item) (Рисунок).
В открывшемся окне установить настройки (Рисунок):
Name Задать имя (например, "Status Fam"). Type Zabbix agent. Key system.run[systemctl status fam |grep -o active]
Данная команда получает статус службы FAM, когда она активна.
Host interface Интерфейс хоста. IP-адрес и порт, по которым Zabbix-сервер может связаться с хостом (целевой системой мониторинга).
Update interval Интервал обновления. Параметр, который определяет, с какой периодичностью элемент данных(Item) будет запрашивать или получать новые данные от хоста.
History storage period Период хранения истории (как долго полученные данные будут храниться в БД Zabbix).
В разделе "Triggers" создать новый триггер (Рисунок).
В открывшемся окне установить настройки (Рисунок):
Name Задать имя триггера (например, "FAM not Active"). Expression Определить условие триггера, используя выражение:
last(/fam/system.run[systemctl status fam |grep -o active])<>"active"
Это условие отправит уведомление, если служба FAM не активна.
Приложение А. Инструменты мониторинга Zabbix
В разделе Monitoring → Dashboards создаются и настраиваются графические панели, которые отображают актуальные данные о состоянии системы (в т.ч. наличие проблем в системе) (Рисунок).
В разделе Monitoring → Latest data отображаются последние полученные данные с хоста или группы хостов (Рисунок).
Раздел предназначен для отслеживания текущих значений метрик мониторинга (загрузка процессора, использование памяти, доступность сервисов и др.).
В разделе Monitoring → Hosts производятся настройки и отображаются графики, которые демонстрируют статистику и изменения значения метрик мониторинга в течение определенного периода времени (Рисунок).