Термины и определения

Документация Avanpost IDM 7 : 1.1. Термины и определения

Таблица — Термины и определения

ТерминОпределение 
ACL (access control list, cписок управления доступом)

Определяет, кто или что может получать доступ к объекту (программе, процессу или файлу), и какие операции разрешено или запрещено выполнять субъекту (пользователю, группе пользователей)

API (application programming interface, программный интерфейс приложения)

Интерфейс программирования приложения. Программный интерфейс, то есть описание способов взаимодействия одной компьютерной программы с другими

Avanpost IDM

Продукт класса Identity Management (IdM), Система

Avanpost IDM Base (конфигурация Avanpost IDM)

Конфигурация Avanpost IDM, упрощающая способ развертывания системы, предназначенная для ускорения запуска и облегчения внедрения продукта

CMDB (configuration management data base, база данных управления конфигурации) 

База данных программных и аппаратно-вычислительных активов, использующихся для построения инфраструктуры и организации работ внутри сети Заказчика

Docker

Программное обеспечение для автоматизации развёртывания, управления и изоляции приложений с использованием технологии контейнеризации. Docker позволяет объединить приложение со всеми его зависимостями, библиотеками и настройками в изолированный контейнер, который может быть запущен на любой системе, поддерживающей Docker. Контейнеры работают на уровне операционной системы и используют общее ядро Linux, что делает их легковесными и быстрыми в сравнении с виртуальными машинами. Docker также предоставляет удобный набор инструментов и команд для создания, запуска, остановки, управления и масштабирования контейнеров

FreeIPA (free Identity, policy and audit, свободная идентификация, политики и аудит)

Открытое программное обеспечение, представляющее собой специализированную службу каталогов, предназначенную для создания в операционных системах Linux среды, которая позволяет централизованно управлять аутентификацией пользователей, настраивать политики доступа и аудита. Функциональность FreeIPA схожа с Active Directory, используемой в Windows

HTTPS (hyperText transfer protocol secure, защищённый протокол передачи Гипертекста)

Расширение протокола HTTP для поддержки шифрования в целях повышения безопасности

IdM (Identity management, управление идентификацией)

Набор подходов, практик, технологий и специальных программных средств для управления учётными данными пользователей, системами контроля и управления доступом с целью повышения безопасности и производительности информационных систем

Kerberos

Cетевой протокол аутентификации, который предлагает механизм взаимной аутентификации клиента и сервера перед установлением связи между ними

Kubernetes

Открытое программное обеспечение для оркестровки контейнеризированных приложений — автоматизации их развёртывания, масштабирования и координации в условиях кластера. Поддерживает основные технологии контейнеризации, включая Docker, rkt, также возможна поддержка технологий аппаратной виртуализации

LDAP (lightweight Directory Access Protocol, легковесный протокол доступа к каталогам)

Протокол быстрого доступа к каталогам

Microsoft Active Directory

LDAP-совместимая реализация интеллектуальной службы каталогов корпорации Microsoft для операционных систем семейства Windows NT. Active Directory хранит данные и настройки среды в централизованной базе данных

OpenShift

Открытая и расширяемая платформа приложений-контейнеров, которая позволяет использовать Docker и Kubernetes. OpenShift включает Kubernetes для оркестрации контейнеров и управления ими

RBAC (role based access control, управление доступом на основе ролей)

Развитие политики избирательного управления доступом, при этом права доступа субъектов системы на объекты группируются с учётом специфики их применения, образуя роли

REST (representational state transfer, передача репрезентативного состояния)

Архитектурный стиль взаимодействия компонентов распределённого приложения в сети

SDK (software development kit, комплект для разработки программного обеспечения)

Набор инструментов для  разработки программного обеспечения в одном устанавливаемом пакете. Они облегчают создание приложений, имея компилятор, отладчик и иногда программную среду. В основном они зависят от комбинации аппаратного обеспечения и операционной системы

SoD (segregation (separation) of duty, разделение обязанностей)

Принцип внутреннего контроля, который предполагает разделение задач и обязанностей между различными лицами для снижения риска ошибок, мошенничества и несанкционированных действий

SoD (segregation (separation) of duty, разделение обязанностей) конфликт

Сочетание полномочий, при котором нарушается принцип разделения обязанностей

TLS (transport layer security, протокол защиты транспортного уровня)

Протокол защиты транспортного уровня, как и его предшественник SSL (secure sockets layer, протокол защиты слоя сокетов) — криптографические протоколы, обеспечивающие защищённую передачу данных между узлами в сети Интернет. TLS и SSL используют асимметричное шифрование  для аутентификации, симметричное шифрование для конфиденциальности и коды аутентичности сообщений для сохранения целостности сообщений

Secret Management

Инструмент для безопасного хранения, управления и контроля доступа к конфиденциальной информации, такой как пароли, ключи API, сертификаты и другие данные. В данном случае система построена на базе HashiCorp Vault.

Service Manager

Система для управления ИТ-услугами и автоматизации бизнес-процессов. В данном случае используется Microfocus Service Manager — решение, которое помогает организациям эффективно управлять инцидентами, запросами пользователей, изменениями и другими аспектами ITSM.

Автоматизированная система

Совокупность содержащихся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств

Администратор Системы

Сотрудник или пользователь системы, обладающий расширенными правами и осуществляющий настройку системных объектов

Атрибут

Параметр, содержащий определённое значение, используемый в контексте настройки системы или профиля пользователя

Аудит

Инструмент для выявления и обработки ошибок и расхождений, связанных с учётными записями пользователей и их полномочиями

Бизнес-процесс

Совокупность взаимосвязанных мероприятий в системе, направленных на достижение результата (исполнение заявки)

Бизнес-роль

Сущность, объединяющая в себе различные физические доступы в информационных системах

Виртуальный ресурс

Объект, эмулирующий взаимодействие с целевой системой в контексте исполнения заявок

Витрина

Инструмент для объединения прав, ролей и ресурсов с целью централизованного управления и контроля доступа к ним

Заявка

Определённый набор данных, требующий от пользователя выполнения действий (исполнения)

Информационная система

Организованная совокупность информации, средств её обработки и предоставления доступа, включающая базы данных и знаний, а также другие массивы информации, объединённые по принципу использования в однородных бизнес-операциях

Инфраструктурный элемент (Информационный ресурс)

Компонент технологического стека, который обеспечивает среду для выполнения автоматизированных систем (АС). К таким элементам относятся, например:

  • Операционные системы (ОС) — например, Linux.
  • Промежуточное программное обеспечение (Middleware) — например, сервер приложений WildFly.
  • Системы управления базами данных (СУБД) — например, PostgreSQL

Кадровая информационная система

Информационная система Заказчика, которая подключается к основной Системе и используется как источник достоверных данных о работниках и организационной структуре Заказчика

Кадровые политики 

Правила, требующие подтверждения изменения ролей пользователей при наступлении определённых кадровых событий, таких как перевод, увольнение или изменение должности

Кадровый коннектор

Программный модуль, который подключается к Системе и обеспечивает синхронизацию данных о работниках и организационно-штатной структуре предприятия. Коннектор получает информацию из кадрового источника и передаёт её в систему управления учётными записями

Карточка пользователя

Профиль пользователя в Системе, содержащий персональную и служебную информацию

Комплекс технических средств

Совокупность аппаратных средств и системного программного обеспечения, необходимых для функционирования Системы

Коннектор

Подключаемый к Системе программный модуль, который реализует логику взаимодействия с внешними информационными системами, обеспечивая обмен и преобразование данных

Логин

Уникальная последовательность алфавитно-цифровых символов,, используемая для идентификации пользователя в Системе 

Маршрут

Путь согласования заявки в Системе

Мониторинг

Режим, обеспечивающий постоянный контроль и анализ различных аспектов функционирования Системы

Организационные политики

Правила автоматического назначения ролей сотрудникам в зависимости от их подразделения или должности.

ОШС (Организационно-штатная структура)

Организационная структура, определяющая распределение должностей и управленческие иерархии в компании. Справочник ОШС представляет собой системный каталог, включающий всю информацию о структуре организации

Пользователь Системы

Сотрудник, использующий систему для выполнения задач, связанных с его учётной записью или правами доступа

Право в роли

Атрибут или параметр, определяющий уровень доступа пользователя в информационной системе

Право доступа

Сущность Системы, обозначающая минимальную единицу управления доступом в информационных системах Заказчика, интегрированных с Системой

Привилегированная учётная запись

Учётная запись, предназначенная для доступа сотрудника к инфраструктурным элементам ИТ-услуги с правами, необходимыми для выполнения административных задач. Все учётные записи созданные на инфраструктурных элементах ИТ-услуг для доступа сотрудников являются привилегированными. К ПУЗ относятся учётные записи, предназначенные для выполнения административных задач на инфраструктуре, а также встроенные УЗ оборудования или систем с привилегиями для администрирования. К ПУЗ не относятся учётные записи для автоматизированного запуска сервисов и ПО, а также учётные записи без возможности интерактивного входа

Процесс

Процедура согласования заявок

Рабочая область

Основная область работы с заявками и другими функциями Системы

Рабочий поток (Workflow)

Процедура прохождения заявки: создание, согласование, исполнение

Разрушающее изменение при синхронизации с авторитетным кадровым источником

Изменение, вызванное загрузкой некорректных данных в авторитетный кадровый источник.

Разрушающие изменения работников включают:

  • Удаление;
  • Перевод;
  • Изменение состояния, кроме изменения на состояние "Работает");
  • Изменение любых свойств.
Изменение нескольких свойств одного работника считается одним изменением

Неразрушающие изменения работников включают:

  • Добавление;
  • Изменение на состояние "Работает" (приём на работу, возвращение из отпуска).

Изменения в структуре подразделений, такие как перемещение или изменение их организационных свойств, также считаются разрушающими

Ресурс Системы

Атомарная сущность, в которой производится аутентификация пользователей, обладающая собственной моделью безопасности и находящаяся под контролем Системы

Свойство роли

Значимый параметр учётной записи пользователя,  определяемый его ролью и влияющий на доступные ему функции и права

Сессия пользователя

Временный интервал, в течение которого пользователь взаимодействует с системой, начиная с момента входа в систему и заканчивая выходом или окончанием сессии по тайм-ауту

Стенд (среда) Автоматизированной системы

Экземпляр автоматизированной системы, полностью или частично копирующий её функциональность. Стенд предназначен для разработки, тестирования, проведения приёмо-сдаточных испытаний (ПСИ) и других задач, связанных с созданием и проверкой системы.

Тайм-аут

Время ожидания согласования заявки

Управляемая информационная система

Информационная система, подключаемая к Системе для управления учётными записями, их правами и атрибутами в рамках данной системы

Учётная запись

Запись, содержащая сведения, необходимые для идентификации пользователя при подключении к информационной системе, информацию для авторизации и учёта

Функциональная роль

Роль, определяющая участие пользователя в процессе работы с функционалом Системы

Таблица — Сокращения 

СокращениеРасшифровка

API

Application programming interface (программный интерфейс приложения)

UI

User interface (интерфейс пользователя)

АРМ 

Автоматизированное рабочее место

АС

Автоматизированная система

БД

База данных

БП

Бизнес-процесс

ЖЦ

Жизненный цикл

ИР

Информационный ресурс

ИС

Информационная система

ИТ

Информационные технологии

КС

Кадровая система

ЛКМ

Левая кнопка мыши

ОС

Операционная система

ПК

Персональный компьютер

ПО

Программное обеспечение

ПУЗ

Привилегированная учётная запись

СУБД

Система управления базами данных

СУУЗ

Система управления учётными записями

ТУЗ

Техническая учётная запись

УЗ

Учётная запись

Обсуждение